V

Программы

Стали широко известными программы «Центра Гармония», рекомендованные Министерством науки и образования РФ: «Гармония», «Синтез», «Малыш».

Программы разработаны для раннего и каждого из дошкольных возрастов и полностью методически обеспечены. В комплект материалов для каждой возрастной группы, кроме самой программы, входят методики и примерные конспекты занятий, «Хрестоматия музыкального репертуара», DVD и CD диски с музыкальным и визуальным материалом.

- Программа «Гармония» - для детей от 3-х до 7-ми лет, по всем основным видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, музыкальному движению, пению, игре на детских музыкальных инструментах и музыкальной игре-драматизации. Авторы: К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан.

- Программа «Синтез» - для детей от 4-х до 7-ми лет, по слушанию музыки на основе синтеза искусств: музыки, изобразительного искусства и художественной литературы. Авторы: К.В.Тарасова, Т.Г.Рубан, М.Л.Петрова, Т.М.Шумова, О.Л.Кабачек.

- Программа «Малыш» - для детей от 2-х до 3-х лет, по всем видам музыкальной деятельности. Автор: В. А.Петрова.

Программа «Гармония»

Авторский коллектив: К.В.Тарасова, Т. В.Нестеренко, Т.Г.Рубан, М.А.Трубникова.

Это единственная современная программа по музыкальному воспитанию дошкольников (3 – 7 лет), основанная на психологических закономерностях возрастного развития музыкальных способностей, изучению которых были посвящены многолетние исследования авторов.

Согласно предложенной Концепции развития музыкальных способностей (см. монографию К.В.Тарасовой «Онтогенез музыкальных способностей», М., 1988), эта система включает: эмоциональную отзывчивость на музыку, сенсорные музыкальные способности (музыкальный слух и чувство музыкального ритма), музыкальное мышление и музыкальную память. Каждая из этих способностей представляет собой системное образование и развивается в музыкальной деятельности от простых ко все более сложным составляющим. Выявленные возрастные закономерности развития музыкальности и легли в основу предлагаемой программы.

В «Гармонии» пять основных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра-драматизация. Логика становления этих видов деятельности сочетается в программе с логикой возрастных этапов развития музыкальных способностей. Особое внимание уделяется детскому музыкальному творчеству.

Большой и богатый музыкальный репертуар включает высокохудожественные произведения классики разных эпох и стилей, народную и современную музыку. Музыкальный руководитель, решая задачи, поставленные в программе, может выбрать произведения, соответствующие уровню развития большинства детей той или иной группы.

Музыкальные занятия сгруппированы в «блоки» тем, которые доступны и интересны детям. Содержание и музыкальный репертуар занятий, построенных часто на сюжетной основе, естественно подводят детей к музыкальной игре-драматизации и основным праздникам.

«Гармония» представлена по возрастным группам, начиная со второй младшей, и полностью методически обеспечена. В комплект материалов для каждой группы, наряду с программой и новыми методиками по каждому виду деятельности, входит полная «Хрестоматия музыкального репертуара» и CD диски с записью музыки для слушания и движения.

Программа «Гармония» была апробирована и эффективно используется во многих регионах России. Она способствует не только музыкальному, но и общему развитию детей, позволяет сформировать у них начала музыкальной культуры.

Программа «Синтез»

Авторский коллектив: К.В.Тарасова, Т.Г.Рубан, М.Л.Петрова.

В дошкольном детстве, на начальном этапе музыкального развития, ребенку легче войти в сложный мир музыкальных образов, если их восприятие опирается на художественное слово и изобразительное искусство. Эти более доступные детям виды искусства создают настроение, вызывают определенные ассоциации, помогают понять и пережить музыку.

В программе «Синтез», разработанной коллективом профессиональных музыкантов – теоретиков, психологов, педагогов, реализован наиболее сложный уровень синтеза этих трёх искусств, выявляющий внутренние, художественно-образные связи между произведениями.

Программа разработана для детей трех возрастов – 5-го, 6-го и 7-го годов жизни.

В программу «Синтез» для детей 5-го года жизни вошли музыкальные произведения разных эпох и стилей: пьесы композиторов XYIII века – К.Ф.Э.Баха и В.Моцарта; XIX века – Ф.Шуберта, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, И.Штрауса; широко представлена музыка XX века – Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Г.Свиридова, С.Слонимского и др.

Музыкальный репертуар и методика работы с ним представлены в семи разделах по темам, близким и понятным детям: «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты (сольфеджио)», «Музыка бывает разной», «Играем в оркестре».

В программу для детей 5-го года жизни вошла не только камерная, но и оперная музыка. Здесь она представлена двумя операми-сказками Н.Римского-Корсакова: «Сказкой о царе Салтане» по А.С.Пушкину и «Снегурочкой» по А.Н.Островскому.

Видеоряд программы включает в себя высокохудожественные произведения изобразительного искусства, соответствующие музыке по содержанию и настроению. Это произведения отечественной и зарубежной классики, фольклора, русского средневековья, лучшие образцы современного искусства.

Литературные произведения программы тоже очень разнообразны: это древнерусский фольклор и поэзия XIX века, русский «авангард» начала XX века и «новая волна» в детской поэзии (80-е – 90-е годы). Многие из них в целях сокращения даны во фрагментах.

Программа «Синтез» для детей 6-го года жизни является продолжением серии одноименных авторских программ. Построенная на той же научной основе, что и программа для детей 5-го года, и тех же методических принципах, она решает более сложные задачи музыкального и общего развития детей, соответствующие их возросшим возможностям.

В репертуар программы входят произведения выдающихся композиторов, художников, поэтов и прозаиков, вошедшие в золотой фонд мировой художественной культуры.

Наряду с разделом «Камерная и симфоническая музыка», в котором представлены произведения И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева, в программу включен раздел «Опера и балет». Это связано с тем, что в синтетических по самой своей природе жанрах оперы и балета наиболее органично и естественно сочетаются и взаимодействуют различные виды искусства. В этом разделе предложены доступные и интересные детям музыкальные сказки – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Авторами программы разработаны оригинальные литературно-музыкальные композиции, в которые вошли наиболее яркие фрагменты этих произведений/

Эта программа, как и предыдущая, полностью методически обеспечена. В пакет материалов входят: программа, методика и подробные конспекты занятий с детьми, «Хрестоматия» музыкального репертуара, учебные видео и аудио курсы.

Программа «Синтез» для детей 7-го года жизни завершает серию программ «Синтез» для дошкольников.

В двух основных ее разделах – «Зарубежная музыка» и «Русская музыка» - представлены классические произведения как крупной формы, так и фортепианные и вокальные миниатюры.

Дети знакомятся со знаменитой Симфонией №40 В.А.Моцарта, балетами «Спящая красавица» П.И.Чайковского и «Золушка» С.С.Прокофьева, фрагментами оперы «Золотой петушок» и Симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова. Они слышат не только много новой для них музыки, но и получают представление о жанрах сюиты, фотепианной и вокальной миниатюры. В программу включены пьесы из сюиты «Времена года» П.И.Чайковского и цикла «Детская музыка» С.С.Прокофьева, романс М.И.Глинки «Жаворонок» и другие фортепианные и вокальные произведения.

Как и в двух предыдущих программах этой серии, произведения изобразительного искусства, художественной прозы и поэзии, призванные создать определенное настроение, помочь детям воспринять музыкальный художественный образ, подобраны с учетом стилевого и содержательного соответствия изучаемой музыке.

Программа «Синтез» для детей 7-го года жизни, как и две предшествующие ей программы этой серии, полностью методически обеспечена. Пакет ее материалов включает те же составляющие, что и пакет для детей 6-го года жизни. Балеты «Спящая красавица» и «Золушка» представлены полностью.

Как показал опыт работы по программам «Синтез», у детей формируются: высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, драгоценный запас музыкальных впечатлений, начала музыкального мышления и художественной культуры в целом.

Программа «Малыш»

Автор: В.А.Петрова

«Малыш» - программа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста (для 3-го года жизни). Она содержит богатый и разнообразный материал по основным видам музыкальной деятельности детей: слушанию музыки, пению, музыкальному движению, музыкальной игре, а также материал для детских праздничных утренников.

Как и другие программы «Центра Гармония», программа «Малыш» полностью методически обеспечена. Наряду с самой программой и методическими рекомендациями, пакет материалов включает полную «Хрестоматию» музыкального репертуара и диск по слушанию классической музыки.

В раздел «Слушание музыки», наряду с простыми программными пьесами, традиционными для этого возраста («Лошадка» Н.Потоловского, «Мишка» М.Раухвергера, «Самолет летит» Е.Тиличеевой и др.), пьесами, исполняемыми на различных музыкальных инструментах, включены рассказы, иллюстрируемые музыкой, и слушание музыки в игровой форме.

В этом разделе впервые представлен также эксклюзивный материал по слушанию классической музыки детьми раннего возраста. На специальных занятиях дети знакомятся в течение года с 50-ю пьесами разных художественных стилей и направлений: пьесами И.С.Баха и В.Моцарта, М.Глинки и П.Чайковского, Г.Свиридова, С.Прокофьева и других композиторов-классиков. Автором разработана и представлена методика этих уникальных и эффективных занятий с детьми.

Их обеспечивает входящий в пакет материалов диск с записью 24-х музыкальных занятий по слушанию классической музыки.

В разделе «Пение» предложены на выбор музыкальному руководителю 100 песен для подпевания, пения и слушания. Понятные и интересные детям, различные по характеру и сложности, они сгруппированы по темам: о временах года, птицах, дожде и солнышке и др.

В «Хрестоматии» музыкального репертуара представлены песни, аннотации к ним и методические рекомендации.

«Музыкальное движение» в программе «Малыш» представлено двумя его разделами: «Музыкально-двигательные упражнения» и «Пляски». В музыкально-двигательных упражнениях дети приобретают умение слышать и воплощать музыку в движениях, соответствующих ее характеру. Движение способствует эмоциональному отклику на музыку и ее элементарному анализу. Дети определяют характер и настроение музыки, различают контрастные пьесы и их части, регистры и динамические оттенки; овладевают новыми движениями.

Представленные пляски разнообразны - с атрибутами и без них, в свободном построении, в круге, парами, с текстовым подсказом и просто под инструментальную музыку.

В «Хрестоматии» 25 плясок с описанием движений и методическими рекомендациями. Дополнительно представлены 4 пляски для новогоднего утренника.

В раздел «Музыкальная игра» вошел большой материал на выбор музыкальному руководителю. В «Хрестоматии» педагог найдет 20 игр, в том числе сюжетные и игры для детских утренников.

Отдельное место занимает раздел «Праздничные утренники». Центральное место на этих утренниках часто принадлежит кукольным спектаклям. Сценарии 4-х из них также представлены в программе.